Возврат к списку



Административный директор, февраль-март 2015 /

Умные офисы

Впервые словосочетание Intelligent Building возникло из рекламного слогана, использованного продавцами недвижимости в США в 1980-е годы. Термин оказался настолько удачным, что быстро разошелся по страницам газет и журналов, приобретая мировую популярность. В современной интерпретации он трактуется и как «интеллектуальное здание», и как «умный дом и/или офис».

Автор: Станислав Журин, коммерческий директор «АРМЭКС»

Не вдаваясь глубоко в терминологию и разницу между этими понятиями, можно сказать, что «умный офис» представляет собой комплекс автоматизированных и интегрированных между собой инженерных систем. И если поначалу любой офис, оснащенный системой контроля доступа или автоматической пожарной сигнализацией, спешили объявить интеллектуальным, дабы придать статусность объекту, то теперь основным критерием интеллекта в здании является наличие в нем единой системы управления (Building Management System).

В России ее еще называют системой диспетчеризации инженерного оборудования (СДиО), основной задачей которой являются сбор, хранение, анализ и обмен данными между различными подсистемами. Фактически все современные офисы классов «А» и «А+» можно смело отнести к «интеллектуальным», поскольку мониторинг и управлением основными системами жизнеобеспечения в них осуществляются с помощью СДиО.

Основные задачи, которые стоят перед «умным офисом», — это обеспечить комфортные и безопасные условия для работы сотрудников и при этом сократить расходы на его эксплуатацию. По разным оценкам, экономия на эксплуатационных расходах таких офисов может составлять 20—30%. Ведь правильно заданные алгоритмы работы инженерного оборудования не позволят впустую тратить тепло и электроэнергию.

Что же умеет «умный офис»?

Современные офисы оснащены огромным количеством инженерных систем. Они обеспечивают бесперебойное питание, отопление, кондиционирование, вентиляцию, освещение, безопасность и связь — все, что нужно для комфортного существования компании. В «умном офисе» все инженерные системы интегрированы, что дает нам неограниченные возможности для автоматизации. Основные его функциональные возможности принято разделять на следующие группы: управление освещением, управление климатом, управление безопасностью, управление
мультимедиа.

Управление освещением в «умном офисе», с одной стороны, должно обеспечить заданный уровень освещенности в каждой зоне, а с другой — максимальную экономию электроэнергии. В первую очередь, для этого служат датчики движения и присутствия, которые обычно устанавливаются в местах общего пользования: коридорах, санузлах, подсобных помещениях.

Кроме того, включение-выключение света может быть запрограммировано в соответствии с рабочим графиком офиса, то есть по времени суток и дням недели. Уровень освещенности также может изменяться автоматически: например, с наступлением темного времени суток. Для этого существуют специальные датчики, которые постоянно отслеживают уровень освещенности в рабочей зоне с учетом природного света, на основании полученных данных происходит регулирование светового потока ламп. Данный способ управления позволяет сэкономить от 30 до 60% электроэнергии, расходуемой на освещение, — в зависимости от времени года, погоды и расположения здания.

Те же датчики освещенности позволяют управлять офисными жалюзи, регулируя количество солнечного света, попадающего в помещение. Сценарии работы устройств могут быть различными: например, если при закрытых жалюзи в офисе становится темно, то автоматически включается освещение, компенсируя недостаток света. Но при этом система освещения начинает потреблять электроэнергию в то время, когда доступно солнечное освещение. Поэтому более эффективным считается автоматическое регулирование створками жалюзи с учетом расположения солнца. Жалюзи раскрываются, насколько это необходимо для попадания в помещение достаточного количества солнечного света. С помощью светоотражающих створок можно обеспечить отражение светового потока на потолок, получить рассеянное освещение и предотвратить появление бликов. Применение такого решения с функцией поддержания уровня освещенности позволяет существенно экономить электричество. Автоматическое управление жалюзи и поддержание постоянного уровня освещенности плюс управление освещением по присутствию в помещении людей могут обеспечить экономию до 40% по сравнению с ручным управлением.

Помимо освещения внутреннего пространства офиса значительный расход электроэнергии приходится на внешнюю подсветку. Как правило, система освещения фасада здания делится на четыре части: юг, север, запад и восток. Каждая из веток системы освещения управляется сумеречным датчиком (датчиком освещенности), который фиксирует заданную степень освещенности на своей части фасада (с учетом внешнего воздействия) и при наступлении темноты включает свою сторону фасада (автоматически выключает в светлое время суток). Алгоритм работы фасадного освещения можно запрограммировать отдельно на выходные и праздничные дни.

Управление климатом в «умном офисе» позволяет в автоматическом режиме управлять работой систем вентиляции, кондиционирования, отопления, обеспечивая в каждом помещении наиболее комфортные условия для персонала и клиентов, а также особые климатические условия в специальных помещениях: серверных и дата-центрах, подсобных и производственных помещениях.

Система управления климатом позволяет рационально регулировать климат во всех помещениях офиса в зависимости от заданных настроек: в соответствии с определенным рабочим расписанием, временем года или другими условиями программируются интеллектуальные режимы и сценарии работы инженерного оборудования. В офисных зданиях целесообразно автоматически регулировать включение дневного и ночного режима работы климатического оборудования. Также нет смысла отапливать или охлаждать помещения в полной мере во время выходных и праздничных дней.

Помимо общих температурных установок в здании «умный офис» позволяет поддерживать и индивидуальные настройки климата. Например, на входе в офис сотрудник прикладывает карту доступа, и пока он поднимается в свой кабинет, интеллектуальная система управления климатом включает там кондиционер с заданными персональными установками. Также алгоритм может быть настроен по датчику движения, то есть в отсутствие людей в помещении система климат-контроля минимизирует работу климатических систем либо полностью отключает оборудование в пустующих помещениях.

Возможна настройка различных сценариев в помещениях, меняющих свое назначение в зависимости от обстоятельств. Например, в условиях обычного режима в помещении может действовать режим «Офис», обеспечивая среднюю интенсивность работы климатического оборудования. При проведении в этом же помещении общего собрания всех сотрудников компании или презентации для посетителей, конференции либо другого мероприятия, предполагающего большое скопление людей, можно включить сценарий «Презентация», и системы вентиляции и кондиционирования автоматически начнут интенсивную работу с установленными параметрами.

Управление безопасностью в «умном офисе» позволяет обеспечивать централизованный контроль и управление нештатными и аварийными ситуациями, что гарантирует спокойное пребывание сотрудников и посетителей в помещениях и сохранность находящихся материальных ценностей в здании.

Для обеспечения пожарной безопасности задействуются системы раннего обнаружения пожара, которые при появлении задымления на основе химического анализа воздуха способны распознать опасность возгораний. В случае пожарной тревоги активизируется пожарная сигнализация, включаются системы подпора воздуха и дымоудаления, отключается приточная вентиляция, лифты автоматически спускаются на первый этаж, срабатывает система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Система контроля доступа позволяет учитывать передвижение по офису посетителей и продолжительность их визитов, а также отслеживать перемещение определенных материальных ценностей и использование оборудования сотрудниками — это предупреждает несанкционированный доступ людей в запретные помещения или к определенному оборудованию и материальным ценностям. На основе контроля доступа можно также организовать учет рабочего времени сотрудников.

Предупреждающая работа систем безопасности обеспечивает своевременную локализацию аварийных ситуаций и экономию средств, а также повышает эффективность эксплуатации здания. Например, при обнаружении протечки воды на любом участке водопровода или сантехническом оборудовании система защиты от протечек автоматически перекроет подачу воды в проблемной зоне, отправит оповещение на диспетчерский пульт управления зданием и своевременно вызовет специалиста соответствующей службы.

Управление мультимедиа в «умном офисе» позволяет оптимизировать рабочие процессы и создать комфортные условия для работы сотрудников во время переговоров, совещаний, проведения конференций. Современные системы мультимедиа включают в себя: систему аудио- и видео-конференц-связи (конгресс-система, система голосования, терминалы ВКС и прочее), систему видеоотображения (плазменные панели, видеостены, мониторы LCD, электронные доски и прочее), систему интегрированного управления (управление видео- и аудиосистемами, электрическими системами, климатическим оборудованием, освещением и прочим).

Безусловно, это далеко не все возможности, которые могут быть реализованы в современном офисе. При выборе предлагаемых вам «интеллектуальных» решений важно руководствоваться принципом рациональности. Иначе «умный офис» легко может превратиться в современный смартфон, половиной функций которого вы не будете пользоваться. В среднем внедрение «интеллектуальных» технологий увеличивает стоимость строительства офиса на 20—30%. Однако недостаточно его просто «построить», потребуются также высококвалифицированные кадры для его эксплуатации и обслуживания.



12 Августа 2016 /

Особенности интеллектуальных зданий и их эксплуатации

За последнее время количество реализованных проектов интеллектуальных зданий в России существенно увеличилось. Заказчики все чаще требуют строительства сложной инженерной и ИТ-инфраструктуры, способной оптимизировать процессы внутри компании, а также снизить расходы на содержание и эксплуатацию здания. Производители и интеграторы оборудования приводят убедительные аргументы в пользу использования различных систем BMS. Однако так ли все обстоит в действительности, как это обещают, и что ждет заказчика после ввода объекта в эксплуатацию?



11 Июня 2015 /

Планово-предупредительный ремонт – единых стандартов нет

Журнал «Административный директор» пригласил обсудить вопрос планово-предупредительных ремонтов Алену Кулаченкову, директора по административным вопросам ООО ИКБ «Совкомбанк», и Станислава Журина, коммерческого директора компании «АРМЭКС», профессионально занимающейся эксплуатацией недвижимости.